«Almaty Open — это как «Большой Шлем» СНГ»: О перспективах тенниса в Казахстане

Президент Азиатской федерации тенниса

Президент Азиатской федерации тенниса Фото: Андрей Ударцев

Теннисный турнир ATP 250 Almaty Open — это 10-дневный праздник лично для главного редактора портала Pin-UpSport.kz. Причин этому сразу несколько: воочию наблюдать за теннисом высокого уровня, возможность увидеться и обменяться эмоциями с коллегами из других изданий, задать вопросы напрямую теннисистам на пресс-конференциях и пообщаться с организаторами. Вот как раз этот пункт мы и воплотили. На наши вопросы ответил президент Азиатской федерации тенниса Юрий Польский. И речь у нас шла не только о турнире в Алматы.

Редакция: Основная тема — это, конечно, Almaty Open. Вопрос не только про то как Вы оцениваете турнир, но и как его оценивают игроки и болельщики. Вам удалось пообщаться с кем-то из них, заметить реакцию трибун или бокса теннисистов? Может быть подходили люди, оставляли какой-то фидбэк?

Юрий Польский: Да, многие игроки дали высокую оценку Almaty Open в этом году. Даже говорили, что это турнир на уровне 500-ки в плане организации. От зрителей тоже очень много позитивных отзывов получили.

Когда спрашивал у посетителей о впечатлениях о турнире, получал в ответ: «Вау, ещё круче, чем в прошлом году».

И это сравнение с прошлогодним турниром для нас очень важно. Ведь для нас в этом году было очень важно провести всё на самом высоком уровне. Мы нацелены на то, чтобы по результатам этого года получить лучшую оценку в туре. Есть специальная награда, которую ATP Tour даёт лучшему турниру. Вот, поэтому хотим эту рамочку для себя иметь. Это поможет и в переговорах в будущем и с госорганами по поддержке турнира, и с точки зрения привлечения спонсоров.

Для нас, концептуально, Almaty Open — это как «Большой Шлем» СНГ.

Это то, как мы подходим к его организации. Даже в сравнении с турнирами серии «Мастерс»: во многих нет такой фестивальной зоны, как у нас, таких активностей для зрителей, такой шоу-программы, такого уровня хоспиталити (сфера гостеприимства, — Прим. редакции), какая есть в Казахстане. Тут еду готовят шеф-повара «Мишлен» с тремя звёздами. Мы стараемся задать такой тон и очень высокий стандарт для того, чтобы люди действительно хотели здесь проводить время, проводить бизнес-встречи, брать отпуска, приезжать сюда. Например, в этом году очень много гостей из Кыргызстана и Узбекистана. Большая группа людей прилетела из Китая. И, конечно, из России очень много болельщиков. Мы видели, как за Карена Хачанова болели и за Даниила Медведева. То есть, мы даём возможность тем, кто приехал получить и испытать эмоции, которые, больше нигде в регионе получить невозможно.

Р: Вы предвосхитили мой вопрос: Наверняка, посещали и другие турниры серии ATP 250. Можете какие-то параллели провести в сравнении с Almaty Open?

Ю. П.: Не буду называть конкретные турниры, чтобы никого из коллег не обидеть, но во многих случаях уровень проведения намного ниже, начиная даже от уровня призового фонда. Если базовый призовой фонд — это 750 тысяч долларов, у нас — больше миллиона долларов. Для игроков мы стараемся создать комфортные условия. Например, у нас очень просторные раздевалки, и они внесены в best practice — то есть, они указаны как лучшие прямо на официальном сайте ATP в качестве примера для других турниров. Мы работаем, чтобы во всех аспектах было так, чтобы везде best practice был у Almaty Open.

Almaty Open

Фото: Андрей Ударцев

Также для игроков тут ресторан с лучшими условиями и большим выбором блюд. Обязательно есть отдельный стол с минимум пятью-шестью блюдами казахской национальной кухни: бешбармак, баурсаки, кумыс. Ещё одна фишка — алматинские яблоки. Тут мы даём попробовать топовые сорта местных яблок.

Кстати, для многих это новость, что яблоки произошли из нашего региона. Все удивляются, начинают гуглить. Сначала говорят: «Нет, impossible», а потом проверяют и говорят: «Да, действительно, это, оказывается, так». И потом мы им объясняем эту связку: Алматы — яблоко. Все такие: «Вау, круто!». В этот момент начинают осознавать почему у нас такой логотип турнира.

Для меня лучшей обратной связью является то, что многие из тех, кто посетил Almaty Open 2025 приезжают сюда в четвёртый, в пятый раз. Такая стабильность  означает, что им нравится тут, что они хотят сюда приезжать. Это показательно.

По данным пресс-службы федерации тенниса Казахстана, Almaty Open показали в прямом эфире телеканалы в 40 странах. На турнир аккредитовали порядка 160 журналистов, блогеров и операторов из спортивных и новостных агентства Европы, Китая, США, России, Турции и т.д.

Press room

Пресс-конференц зал с журналистами. Фото: Андрей Ударцев

Р: Какие точечные или конкретные улучшения вы планируете на следующий год? Допустим, в этом году алматинский турнир вырос по некоторым показателям в сравнении с предыдущим. Есть ли что-то, что хотелось бы улучшить в следующем году?

Ю. П.: Да. В следующем году мы хотим дополнительную коллаборацию провести с крупными организаторами концертов, чтобы вместо отдельных мероприятий, они проводили эти концерты у нас, и таким образом ещё больше шоу подарить для публики. Хотим значительно увеличить активности для зрителей, потому что у нас есть зона фестиваля на улице и при входе, но, например, на втором этаже «Алматы Арены» много свободного места, которое не задействовано. И там бы мы могли организовать активности как для детей, так и для взрослых, чтобы даже при непогоде снаружи, у людей было несколько локаций внутри, где они могут классно провести время. По этому вопросу мы ведём переговоры с несколькими потенциальными партнёрами на следующий год.

Юрий Польский с главным редактором Pin-UpSport.kz

Юрий Польский с главным редактором Pin-UpSport.kz. Фото: Аскар Агатов

Р: Когда нам ждать Almaty Open 500?

Ю. П.: Точную дату мы назвать, к сожалению, не можем. Есть задача — в течение трёх лет добиться 500-ки. В этом плане мы двигаемся по нескольким направлениям и работаем с ATP.

Они знают, что наш стандарт проведения турнира равен уровню ATP 500. То есть, уже сейчас мы проводим 250-ки даже лучше некоторых турниров ATP 500.

При этом есть также стратегические планы у ATP по реформированию календаря. Например, уменьшению числа турниров ATP 250 в пользу ATP 500. Они планируют создать несколько турниров. Мы в этом процессе активно участвуем, а также параллельно ищем турниры, которые можно купить.

Almaty Open

Фото: Андрей Ударцев

Р: Есть ли порядок или очередь? Находится ли Алматы в списке городов, потенциально претендующих на 500-ку?

Ю. П.: Мы входим в приоритетный список. В прошлый раз мы были в топ-5 в этом списке. Но, например, та же Доха 10 лет пыталась получить апгрейд, и вот только в прошлом году они получили финальное согласование, и вот в этом году первый раз провели ATP 500. При этом они 6 лет подряд были лучшим турниром категории ATP 250. Они держали стандарт и уровень. А мы уже в шорт-листе. Но ещё есть политический момент. Поскольку проходит реформирование тура ATP, они потенциально могут объединить коммерческие права с женским туром с WTA.

Мы ищем момент, когда можно будет туда заскочить, как мы сделали в 20-м году, когда мы хотели приобрести турнир, появилась возможность временно провести турнир, повторили это в 21-м и потом купили. Сейчас мы используем схожую стратегию, и не просто «держим руку на пульсе», а наверное, держим за руку всех участников, чтобы не упустить момент.

Р: Касательно других турниров: Какие планы по развитию тенниса в Казахстане? Каково Ваше видение, как у президента Азиатской Федерации тенниса. Помимо Almaty Open, стоит ли ждать расширения организации турниров как географически, так и в плане разнообразия? Есть потенциал проводить в Казахстане турниры не только на закрытом харде, но и, допустим, на грунте?

Ю. П.: Такие обсуждения были.

Был вариант с проведением турниров в Шымкенте. Например, в апреле 250-ку либо 500-ку.

Almaty Open

Фото: Андрей Ударцев

Но немного неудобно в плане логистики, потому что в это время многие находятся в Европе, и ехать в Казахстан в этот период многим далеко. Но мы обсуждали с президентом федерации тенниса Казахстана идею о том, чтобы увеличить количество «Челленджеров» и WTA 125. Это поможет собрать большую база игроков, которые будут приезжать к нам. Как мы знаем из прошлого, многие из тех, кто когда-то играл в Казахстане, в последствии возвращаются сюда для участия уже в больших турнирах. Ну, и самое главное, наши казахстанские теннисисты будут иметь возможность, находясь дома, играть больше, зарабатывать очки. Сейчас есть 80%-ая вероятность, что несколько «Челленджеров» и турниров WTA 125 добавятся. Мы ведём переговоры с ATP и с WTA, чтобы они субсидировали частично эти турниры, поскольку сейчас из Китая много турниров ушло, да и по Азии в целом их количество уменьшилось. А для этих организаций  наш регион приоритетный. Всё-таки больше 50% всех игроков в теннис находятся в Азии. Это самый быстрорастущий рынок. Да и  экономически Азия гораздо лучше себя чувствует, чем та же Европа или Америка сейчас. Поэтому мы хотим сэкономить деньги Казахстана, чтобы тот же самый призовой фонд закрывали ATP и WTA, ну, а за нами останется классно провести операционную часть.

Джеймс Дакворт, Дилан Джи и Даниил Медведев

Джеймс Дакворт, Дилан Джи и Даниил Медведев. Фото: Андрей Ударив

Р: Читал ваше интервью для Tennis Digest, где Вы говорили, что сейчас тесно ведёте сотрудничество с Австралией. Также я заметил, что в этом году очень много теннисистов из Австралии принимают участие в Алматы. Это часть сотрудничества? И в каком направлении оно ведётся? К чему оно должно привести?

Ю.П.: Глобально, у нас взаимовыгодное сотрудничество. Так как я являюсь президентом Азиатской Федерации, а у нас, в целом, регион — это Азия-Пасифик. То есть, сюда входит и Австралия. Они понимают, что им нужны сильные партнёры. Вот смотрите, есть четыре «Шлема», да, но, при этом, географически они разбросаны по миру. US Open себя комфортно чувствует. Северная Америка сама по себе, как рынок, огромна. «Уимблдон» и «Ролан Гаррос» находятся в Европе, очень близко. Туда могут и приезжают много стран. В этом плане Австралия как будто бы на отшибе. Достаточно небольшая страна, такая же по размерам, как Казахстан. С точки зрения популяции, в том числе. Там население чуть больше 20 миллионов человек. И они понимают, что, если в какой-то момент, к ним перестанут приезжать игроки, а сотрудничества сократятся, то они могут остаться без своего главного актива — без «Шлема». Это для них большой риск. Поэтому они заинтересованы в коллаборации. А нам, со своей стороны, нужен, сильный партнёр. Как региону Азия, так и Казахстану. Партнёр у которого есть сильные игроки, где есть крутая тренерская программа, одна из лучших в мире. У них многое делается для развития тенниса. И в этом плане мы обмениваемся опытом. Их теннисистки приезжают играть отборочные на Кубок Билли Джин Кинг и Кубок Дэвиса в Шымкенте. Наши команды встречаются. Пока мы по личным встречам ведём. За последние 3 года мы встречались девять раз, и шесть раз выиграли.

Для нас шесть раз из девяти победить страну «Большого Шлема» — большое и крутое достижение.

В Австралии это тоже понимают, им тоже нужны конкуренты, потому что у себя в регионе они однозначный лидер. Новая Зеландия не может потягаться с ними. Не говоря об Океании, где государства географически раздроблены. А в Азии и, в частности, в Казахстане, они видят надёжного партнёра и позитивного конкурента, на котором можно набраться опыта для того, чтобы потом противостоять другим командам мира.

Команда бол-боев

Команда бол-боев. Фото: Андрей Ударив

Али Аманов
Про автора

Али Аманов

Главный редактор проекта Pin-UpSport.kz. Болеет за "Реал" с 2000-го года. Сопереживает "Ордабасы" с момента создания клуба. Ждёт седьмого чемпионства "Чикаго Буллз". Радуется успехам казахстанских теннисистов. Не разбирается в единоборствах, но смотрит почти все бои UFC. Следит за миром шахмат.
Смотреть все статьи этого автора